Чуфут-Кале

Крым. Референция RAZA-92-021

Чуфут-Кале. RAZA-92-021

Немалую проблему для историков составляет наличие у поселения массы названий — официальных, неофициальных и просто красивых. Историки вовсе не уверены в том, что знают все имена Чуфут-Кале, а это затрудняет идентификацию упоминаний о крепости в источниках.

Первое однозначно определенное упоминание крепости в документах относится уже к 1253 году. О ней рассказал в своих записках известный французский дипломат и путешественник Гийом де Рубрук. Его записки особенно ценны тем, что де Рубрук описал жизнь на землях, подвластных Золотой Орде, а в этой теме письменные свидетельства редки.

Пещерный город француз именовал по-татарски Кырк-Ер (существует вариант написания Кырк-Ор), то есть «крепость сорока замков». Городище было столицей княжества кипчаков (родственный половцам народ), находившегося в вассальной зависимости от Орды.

Однако археологические данные свидетельствуют о том, что поселение в пещерах возникло задолго до поездки де Рубрука, а именно — примерно в V-VI веках. Его основателями считаются либо византийцы, либо гото-аланские племена, принявшие христианство. Однако в источниках (в принципе по раннему крымскому средневековью достаточно богатых) не удавалось найти никакого упоминания об этом поселении.

Лишь в последние годы учеными была разработана версия, что Чуфут-Кале на раннем периоде своей истории называлось Фулла. Эта крепость неоднократно упоминается в документах Херсонеса. Однако это покамест лишь гипотеза. Возможно, город еще древнее — оно далеко не полностью исследовано.

Далее пещерное поселение было известно под многими названиями. Татары (столицей государства которых город был некоторое время — до основания Бахчисарая) звали его Кырк-Ер или просто «Кале», то есть место, где есть типография. Для художественных целей использовалось название Невхер-Кермен, то есть «крепость драгоценностей» — по имеющимся сведениям ворота Чуфут-Кале были отделаны самоцветами.

В XVII веке появилось привычное современному уху название «Чуфут-Кале», то есть «еврейская крепость». Еще до возникновения Крымского ханства здесь было разрешено проживать караимам — потомкам хазар, исповедующим иудаизм.

Поскольку для них в Крыму тогда существовало нечто вроде «черты оседлости», и не все поселения принимали у себя иудеев, вскоре в Чуфут-Кале сосредоточилась довольно большая караимская диаспора.
Как ни странно, к упадку Чуфут-Кале привело, расширение представлений о правах человека. После присоединения Крыма к Российской империи были уничтожены ограничения прав караимов на проживание в любых крымских населенных пунктах. И они стали покидать пещерный город, не слишком-то удобный по представлениям нового времени. В XIX веке пещеры полностью опустели. Осталось только несколько наземных усадеб...

Информация

Референциями программы RAZA являются аномальные зоны – геопатогенные, техногенные, природные объекты, резко контрастирующие среди окружающей местности Российской Федерации, занесенные в базу данных референций.

Logo RAZA. Аномальные зоны России.